Престольные праздники

Престольные праздники:

 память  преподобного Ферапонта Боровенского, основателя монастыря   празднуется 19 июля

(в этот день празднуется собор Радонежских святых)

Ученик преподобного Сергия Радонежского. Прославлен с Соборе Радонежских святых.

Как гласит предание: «Преподобный Ферапонт, пришедший в наши края из радонежских лесов в поисках места для уединённой молитвы. Блаженному путнику приглянулся густой бор на берегах речки Боровенки, в 10 верстах от старинного города Мосальска. Он выбрал место для ночлега и поставил на ветви раскидистого дерева образ Успения Божией Матери, подаренный преподобным Сергием как благословение на утверждение будущей обители.Проснувшись, не увидел иконы на месте. Не теряя упования на свою Божественную путеводительницу, после долгих поисков нашёл образ в лесной чаще на сосне. До трёх раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение в одном и том же месте. Так Пресвятая Богородица показала, где нужно строить обитель.
Святой инок Ферапонт собрал братию и, «пожив в мире лета долга», возлёг там же на вечный покой в основанной им деревянной церкви.»
Ис­то­рия уста­нов­ле­ния Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых вос­хо­дит к се­ре­дине XVII ве­ка. Имен­но в то вре­мя бы­ли вос­ста­нов­ле­ны пер­вые спис­ки уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, был на­пе­ча­тан «Ка­нон мо­ле­бен пре­по­доб­ным и бо­го­нос­ным от­цом на­шим игу­ме­ну Сер­гию и уче­ни­ку его Ни­ко­ну, чу­до­твор­цам». При­бли­зи­тель­но к то­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся на­пи­са­ние ико­ны Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия в уста­нов­ле­нии Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых свя­за­ны с име­нем мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Фила­ре­та. В 1843 го­ду на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­рит Ан­то­ний по бла­го­сло­ве­нию и под на­блю­де­ни­ем мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та устро­ил об­ще­жи­тель­ное от­де­ле­ние Лав­ры – Геф­си­ман­ский скит. 27 сен­тяб­ря 1853 го­да в ски­ту бы­ла освя­ще­на тра­пез­ная цер­ковь во имя пре­по­доб­ных Сер­гия и Ни­ко­на Ра­до­неж­ских. К лет­не­му празд­ни­ку об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Сер­гия (18 июля по но­во­му сти­лю) бы­ла со­став­ле­на «Служ­ба пре­по­доб­ным от­цом на­шим Сер­гию и Ни­ко­ну, Ра­до­неж­ским чу­до­твор­цам. В хра­ме их, в ски­те Геф­си­ма­нии». На про­тя­же­нии XIV–XX ве­ков сло­жил­ся Па­те­рик Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, в ко­то­рый вхо­дят бо­лее се­ми­де­ся­ти пя­ти угод­ни­ков Бо­жи­их, в том чис­ле срод­ни­ки, уче­ни­ки и со­бе­сед­ни­ки пре­по­доб­но­го Сер­гия, свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли. 11 июня 1981 го­да на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­рит Иеро­ним освя­тил но­вый при­дел в честь Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, устро­ен­ный в се­вер­ной ча­сти хра­ма в честь Всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, что под Успен­ским со­бо­ром оби­те­ли. По бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых на сле­ду­ю­щий день по­сле празд­ни­ка в честь об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го – 19 июля. 19 июля 1981 го­да бы­ло впер­вые со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых.
В со­став Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, воз­глав­ля­е­мо­го пре­по­доб­ным Сер­ги­ем, во­шли его срод­ни­ки, уче­ни­ки и со­бе­сед­ни­ки, а так­же свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли. В об­щей слож­но­сти к на­ча­лу XXI ве­ка в Со­бо­ре вспо­ми­на­ют­ся бо­лее се­ми­де­ся­ти пя­ти угод­ни­ков Бо­жи­их, в том чис­ле:
Прп. Сер­гий, игу­мен Ра­до­неж­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец († 1392; па­мять 5 июля, 25 сен­тяб­ря)
Срод­ни­ки Прп. Сер­гия
Прпп. Ки­рилл и Ма­рия, ро­ди­те­ли († 1337; па­мять 18 ян­ва­ря, 28 сен­тяб­ря)
Прп. Сте­фан, брат (XIV—XV вв.; па­мять 14 июля)
Свт. Фе­о­дор, ар­хи­еп. Ро­стов­ский, пле­мян­ник († 1394; па­мять 28 но­яб­ря)
Уче­ни­ки Прп. Сер­гия
Прп. Ав­ра­амий Га­лич­ский, Чух­лом­ский († 1375; па­мять 20 июля)
Прп. Силь­вестр Об­нор­ский († 1379; па­мять 25 ап­ре­ля)
Прпп. во­и­ны-схи­мо­на­хи Алек­сандр Пе­ре­свет († 1380) и Ан­дрей Ос­ля­бя (XIV в.) (па­мять 7 сен­тяб­ря)
Прп. Леон­тий Стро­мын­ский († ок. 1380; па­мять 20 июля)
Прп. Илия ке­ларь († 1384, па­мять 29 мая)
Прп. Ми­хей († 1385, па­мять 6 мая)
Прп. Иса­а­кий Мол­чаль­ник († 1388; па­мять 30 мая)
Прп. Афа­на­сий Же­лез­ный По­сох и Фе­о­до­сий Че­ре­по­вец­кие († ок. 1388; па­мять 25 сен­тяб­ря, 26 но­яб­ря)
Прп. Ва­си­лий Су­хий († до 1392; па­мять 1 ян­ва­ря)
Прп. Мит­ро­фан-игу­мен, ста­рец († до 1392; па­мять 4 июня)
Прп. Си­мон, ар­хи­манд­рит, Смо­лен­ский († до 1392; па­мять 10 мая)
Прп. Ме­фо­дий Пеш­нош­ский († 1392; па­мять 4 июня, 14 июня)
Прп. Ро­ман Кир­жач­ский († 1392; па­мять 29 июля)
Прп. Сав­ва Стро­мын­ский († 1392; па­мять 20 июля)
Прп. Иг­на­тий († по­сле 1392; па­мять 20 де­каб­ря)
Прп. Ма­ка­рий († по­сле 1392; па­мять 19 ян­ва­ря)
Прп. Си­мон екк­ли­си­арх († по­сле 1392; па­мять 10 мая)
Прп. Ан­д­ро­ник Мос­ков­ский († ок. 1395–1404; па­мять 13 июня)
Прп. Вар­фо­ло­мей (XIV в.; па­мять 11 июня)
Прп. Ели­сей диа­кон (XIV в.; па­мять 14 июня)
Прп. Иа­ков по­соль­ник (XIV в.; па­мять 23 ок­тяб­ря)
Прп. Иа­ков Стро­мын­ский (XIV в.; па­мять 21 ап­ре­ля)
Прп. Иоан­ни­кий (XIV в.; па­мять 4 но­яб­ря)
Прп. На­ум (XIV в.; па­мять 1 де­каб­ря)
Прп. Нек­та­рий, вест­ник (XIV в.; па­мять 29 но­яб­ря)
Прп. Они­сим вра­тарь (XIV в.; па­мять 15 фев­ра­ля)
Прп. Гри­го­рий Го­лутвин­ский, Ко­ло­мен­ский (XIV–XV вв.; 25 ян­ва­ря)
Прп. Фе­ра­понт Бо­ро­вен­ский, Ка­луж­ский (XIV–XV вв.; па­мять 27 мая)
Прпп. Афа­на­сий Стар­ший († по­сле 1401) и Афа­на­сий Млад­ший († 1395), Вы­соц­кие, Сер­пу­хов­ские (па­мять 12 сен­тяб­ря)
Прп. Сав­ва Сто­ро­жев­ский, Зве­ни­го­род­ский († 1406; па­мять 19 ян­ва­ря, 3 де­каб­ря)
Прп. Сав­ва Мос­ков­ский († ок. 1410; па­мять 13 июня)
Прп. Ни­ки­фор Бо­ров­ский († до 1414; па­мять 9 фев­ра­ля)
Прп. Епи­фа­ний Пре­муд­рый († ок. 1418–1422; па­мять 12 мая)
Прп. Сер­гий Ну­ром­ский, Об­нор­ский († 1421; па­мять 7 ок­тяб­ря)
Прп. Ни­ки­та Бо­ров­ский († по­сле 1421; па­мять 1 мая)
Прп. Ан­дрей Рублев, ико­но­пи­сец, Мос­ков­ский († 1426; па­мять 4 июля)
Прп. Да­ни­ил Чер­ный, ико­но­пи­сец, Мос­ков­ский († 1426; па­мять 13 июня)
Прп. Ни­кон, игу­мен Ра­до­неж­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец († 1426, па­мять 17 но­яб­ря)
Прп. Алек­сандр Мос­ков­ский († по­сле 1427; па­мять 13 июня)
Прп. Па­вел Ко­мель­ский, Об­нор­ский († 1429; па­мять 10 ян­ва­ря)
Прп. Иа­ков Же­лез­но­бо­ров­ский († 1442; па­мять 11 ап­ре­ля, 5 мая)
Со­бе­сед­ни­ки Прп. Сер­гия
Свт. Ди­о­ни­сий Суз­даль­ский, митр. Ки­ев­ский и всея Ру­си († 1385; па­мять26 июня, 15 ок­тяб­ря)
Бл­гв. вел. кн. Ди­мит­рий Дон­ской († 1389; па­мять 19 мая)
Прмчч. Гри­го­рий и Кас­си­ан Ав­неж­ские († 1392; па­мять 15 июня)
Прп. Ди­мит­рий При­луц­кий († 1392; па­мять 11 фев­ра­ля, 3 июня)
Свт. Сте­фан, еп. Ве­ли­ко­перм­ский († 1396; па­мять 26 ап­ре­ля)
Свт. Ми­ха­ил, еп. Смо­лен­ский († 1402; па­мять 28 но­яб­ря)
Прп. Ев­фи­мий Суз­даль­ский († 1404; па­мять 1 ап­ре­ля, 4 июля)
Прп. Сте­фан Махри­щский († 1406; па­мять 14 июля)
Прп. Ев­фро­си­ния Мос­ков­ская, в ми­ру вел. кн. Ев­до­кия († 1407; па­мять 6 июля)
Прпп. Фе­о­дор († 1409) и Па­вел († по­сле 1409) Ро­стов­ские (па­мять 22 ок­тяб­ря)
Прп. Фе­ра­понт Бе­ло­зер­ский, Мо­жай­ский, Лу­жец­кий († 1426; па­мять 27 мая, 27 де­каб­ря)
Прп. Ки­рилл Бе­ло­зер­ский († 1427; па­мять 9 июня)
Свя­тые ино­ки Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли
Свт. Вас­си­ан (Ры­ло), ар­хи­еп. Ро­стов­ский († 1481; па­мять 23 мар­та)
Прп. Мар­ти­ни­ан Бе­ло­зер­ский († 1483; па­мять 12 ян­ва­ря, 7 ок­тяб­ря)
Свт. Се­ра­пи­он, ар­хи­еп. Нов­го­род­ский († 1516; па­мять 16 мар­та)
Прп. Ар­се­ний Ко­мель­ский († 1550; па­мять 24 ав­гу­ста)
Свт. Иоасаф (Скри­пи­цын), митр. Мос­ков­ский и всея Ру­си († 1555; па­мять 27 июля)
Прп. Мак­сим Грек († 1556; па­мять 21 ян­ва­ря, 21 июня)
Сщ­мч. Иоасаф Бо­ров­ский († 1610; па­мять 12 ян­ва­ря)
Прп. Ири­нарх по­но­марь († 1621; па­мять 12 ян­ва­ря, 28 но­яб­ря)
Прп. До­ро­фей кни­го­хра­ни­тель († 1622; па­мять 5 июня)
Прп. Ди­о­ни­сий Ра­до­неж­ский († 1633; па­мять 12 мая)
Свт. Иоасаф (Гор­лен­ко), еп. Бел­го­род­ский († 1754; па­мять 4 сен­тяб­ря, 10 де­каб­ря)
Прп. Ан­то­ний (Мед­ве­дев), ар­хим. († 1877; па­мять 12 мая, 3 ок­тяб­ря)
Свт. Ин­но­кен­тий (Ве­ни­а­ми­нов), митр. Мос­ков­ский († 1879; па­мять 31 мар­та, 23 сен­тяб­ря)
Прп. Вар­на­ва (Мер­ку­лов) Геф­си­ман­ский, иером. († 1906; па­мять 17 фев­ра­ля)
Тропарь Собору Радонежских святых, глас 4
Днесь светло празднуем, вернии людие,/ преславныя Троицкия обители торжество:/ се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских,/ яко дивныя птицы небесныя,/ являет нам Церковь Российская,/ стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи,/ к нимже, с верою и любовию притекающе, воззовем:/ молитеся о нас ко Пресвятей Троице,/ преподобный отцы наши с Богоносным аввою Сергием,/ мир мирови даровати/ и душам нашим велия милости.
Тропарь Собору Радонежских святых, глас 2
Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите,/ спастися душам нашим.
Кондак Собору Радонежских святых, глас 8
Приидите, вси концы отечества нашего,/ прославим святый лик угодников Радонежских,/ яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/ тех бо предстателъством теплым ко Господу/ многия нам милости Его низпосылаются,/ бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./ Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/ радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/ усерднии служителие Живоначальныя Троицы.

В этот день совершается  праздничная  Божественная  литургия, возглавляемая   архиепископом Песоченским и Юхновским Максимилианом, в сослужении духовенства Калужской митрополии, а также  при стечении большого количества народа. После окончания Литургии совершается  крестный ход вокруг храма с молебным пением. В завершении торжеств предлагается  общая праздничная  трапеза.

(так же день памяти прп. Ферапонта Боровенского  празднуется  27 мая)

 

Успение Пресвятой Богородицы

Празднуется 28 августа

28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой.  Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее,глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее,глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание Пресвятой Богородице в день Успения Ее
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

 

Рождество Христово

Празднуется 7 января

Праздник Рождества Христова- один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви.В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме. Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире — Иисуса Христа. Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря — это по старому стилю, а по новому стилю — с 28 ноября и заканчивается 7 января.Так же, в Церковном уставе пост имеет название как — Четыредесятница. Рождество — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников. Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник — особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник — день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это — особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова. В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу). Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.

Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество. Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни — пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами.Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни. Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть. В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа. Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день «играет солнце». В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.
Тропарь Рождества Христова, глас 4
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Кондак Рождества Христова, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

 

Святителя Николая Чудотворца

празднуется 19 декабря, 22 мая

Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая 19 декабря и 22 мая (по новому стилю), а также и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.                  Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире. Святитель Николай, живший в 3-4 веках, прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Святитель Николай считался «всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником». Христиане верят, что и сегодня он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. За свою земную жизнь он совершил такое множество добрых дел во славу Божию, что их не перечислить, но среди них есть одно, которое относится к числу добродетелей и к тому, что служило основанием их совершения, что двигало святителя на подвиг, — его вера, удивительная, сильная, ревностная. Святитель Николай скончался в середине 4 века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне. Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая 19 декабря и 22 мая (по новому стилю), а также и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему. Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Тропарь на перенесение мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, глас 4
Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

Святителя Василия Великого

Празднуется 1 января , 30 января  

(Собор Вселенских учителей и святителей)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя
Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.
Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.
Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.
Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.
Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.
Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.
Первые шаги Василия Великого на христианском поприще
Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этотпериод он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.
Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.
Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.
Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.
Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.
Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.
Служение Василия Великого в сане пресвитера
В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.
Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.
Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.
В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.
Святительская деятельность Василия Великого
В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.
В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.
Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.
Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».
Труд святителя Василия как церковного писателя
На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.
К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.
В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.
В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».
Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).
Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.
Тропарь святителю Василию Великому,  глас 1
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепнонаучил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Василию Великому
Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господьство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.
  В дни престольных праздников совершаются особые богослужения.